Из Москвы на Урал. За наукой
Московским детям приходится доказывать, что они достойны изучать мышей, травы и насекомых в природном заповеднике "Денежкин Камень"
Чтобы мальчишек и девчонок, занимающихся в кружке юных биологов и зоологов (КЮБЗ) при московском зоопарке, взяли в месячную экспедицию в заповедник "Денежкин Камень" – это когда приходится жить в глухой тайге, мыться в полевой бане, жить при полном отсутствии электричества и интернета, но полном присутствии комаров, мошек и диких зверей, – юные биологи и зоологи должны доказать руководству кружка, что достойны этого.
Отбор идет жесткий: этим летом из 20 претендентов на Урал приедет только девять. В «Денежкин Камень» они приезжают последние 17 лет, изучают мышек, траву, насекомых.

Справка
КЮБЗ – научно-исследовательский кружок, созданный в 1924 году для подготовки молодых зоологов, проведения научных наблюдений за животными зоопарка и помощи зоопарку. За годы работы кружка его членами были почти 2000 человек, среди которых девять академиков, 40 профессоров, около 100 докторов и более 200 кандидатов наук.
Как доказать, что достоин экспедиции на Урал?
1
Не пропускать лекции
Все занятия в кружке юных биологов и зоологов при московском зоопарке построены по принципу лекций, но без экзаменов.
2
Быть действующим членом кружка
А эта процедура очень сложная. Опять же, надо посещать занятия и определить для себя, что именно хочется изучать. Затем собираются кружковцы-старожилы, они заслушивают претендента на вступление в их ряды, задают ему вопросы. Ответил – хорошо, примут.

Один подросток перешел из разряда вольных слушателей в кружковцы только с четвертого раза.

После вступления в течение месяца новоиспеченный юный биолог или зоолог должен написать реферат по интересующему его виду. А затем в течение года вести научную работу – с постоянными наблюдениями, дотошными записями всех происходящих событий вокруг исследуемого объекта, поисками закономерностей. Через год перед кружковцами научный доклад вынь да положь. Нет доклада – снова переведут в вольные слушатели.
3
Уметь ориентироваться на местности
На третьем этапе всех желающих поехать на Урал проверяют, как они могут ориентироваться на местности и действовать в экстремальных условиях.

Нововведение появилось после того, как в 2007 году две Маши – воспитанницы КЮБЗ московского зоопарка – заблудились в заповеднике и семь дней блуждали по тайге.
4
Уметь дружить
Ну и последнее слово остается за собранием кружковцев – кого они сами хотят видеть рядом с собой летний месяц.
По словам Владимира Дубровского, научного сотрудника московского зоопарка и куратора кружка юных биологов и зоологов, научным путем они пришли к выводу, что привозить более 12 подростков в заповедник не стоит. «Они начинают друг друга заводить, и даже у самых умных сносит крышу, – отмечает Владимир Юрьевич. – До 12 человек – все делом занимаются».

Например, этим летом на Урал пожелало отправиться 20 юных биологов и зоологов московского зоопарка. Приехало только девять.
В чем интерес?
Дел у московских юных биологов и зоологов в заповеднике "Денежкин Камень" действительно много: ловят мышей, изучают растительность, насекомых, ловят бабочек
Сам Владимир Дубровский занимается изучением мышей. Потому что изучать их легко, и они могут много чего «рассказать» о происходящих в природе процессах. Мыши едят то, что растет в их среде обитания, и их тоже едят. В общем, весьма показательный для науки вид.

Юные биологи и зоологи уже установили, что численность мышей в заповеднике "Денежкин Камень" имеет определенную цикличность – их численность естественно увеличивается и уменьшается с интервалом в четыре года. Иногда доходит до того, что у беременной мыши «рассасываются» эмбрионы. Почему это происходит, пока еще не выяснили. Но сам факт установили.
Мыши для науки еще примечательны тем, что их легко изучать, методы давно известны и опробованы.
К тому же популяция мышей очень легко восстанавливается. Владимир Дубровский вспоминает: однажды для изучения они поймали 1,5 тысячи мышей. "Для грызунов – такая численность – ничто, система этой потери даже не заметит", – уточняет Владимир Юрьевич.


Полевка – мышевидный грызун, пойманная юными биологами и зоологами в 2015 году. Фото: группа КЮБЗ в соцсети "ВКонтакте"
Ботаники из КЮБЗ занимаются изучением сорных растений. За 17 лет изучения, например, установили, что с момента второго открытия заповедника «Денежкин Камень» на его территории вдвое сократилось количество сорных растений.

По словам Владимира Дубровского, например, они заметили, что крапива растет только возле тех избушек, до которых можно добраться на транспорте. Возле избушек, куда можно только дойти, крапивы нет. «Значит, семена крапивы можно занести на колесах транспорта, а на подошве обуви – нельзя», – делает вывод Дубровский.

Фото: группа КЮБЗ в соцсети "ВКонтакте"
Еще одним объектом изучения юных биологов и зоологов московского зоопарка являются насекомые.

И как отмечает Владимир Дубровский, такое занятие сейчас весьма популярно.

Знают москвичи, что в списках заповедника - сотни видов насекомых.

Изучать их всех – занятие весьма муторное. Поймать – это еще часть дела, потом надо определить, как насекомое называется, к какому виду и отряду относится. У детей это занимает несколько месяцев.



Фото: группа КЮБЗ в соцсети "ВКонтакте"
Из всех экспедиций, которых в КЮБЗе не мало, экспедиции в «Денежкин Камень» – самые серьезные. Здесь ребята живут и работают в тайге один или два месяца. Именно живут и именно работают, поддерживая связь с «внешним миром» только по радиостанции, да еще старинным способом – бумажными письмами в бумажных конвертах. КЮБЗ – это единственная реальная школа полевых биологов. Эти ребята используют территорию заповедника по назначению, складывают свои научные отчеты в копилку Летописи природы заповедника.
Константин Возьмитель
научный сотрудник заповедника "Денежкин Камень". Июль 2015 года
Цифры экспедиции
2000 км
разделяют Москву и ближайшее к заповеднику "Денежкин Камень" село Всеволодо-Благодатское
3 дня
в пути проводят юные биологи и зоологи московского зоопарка в дороге (в одну сторону)
2 месяца
в общей сложности проводят москвичи в глухой тайге
Почему именно "Денежкин Камень"?
По словам Владимира Дубровского, здесь созданы все условия для ведения научной работы. Например, на территории заповедника "Денежкин Камень" есть избушки, на которых можно базироваться. В избушке жить все же комфортней, чем в палатках. К тому же сотрудники заповедника довозят детей и руководителей близко к избушке, что позволяет сэкономить время и силы именно для научной работы.
Избушку мы используем как базу. Там есть дрова, колун, котелки и чайник – это с собой уже можно не нести. С собой берем только продукты. Баню ставим – натягиваем брезент, внутрь печку, и можно помыться с горячей водой и без комаров.

Владимир Дубровский
научный сотрудник московского зоопарка и куратор кружка юных биологов и зоологов
Как проходит день
юных биологов и зологов
В начале июня Владимир Дубровский привозит с собой в заповедник "Денежкин Камень" двух детей. С ними они делают первый заход в "поля": затаскивают продукты, ставят ловушки на мышей.

На проведение этой работы не влияют погодные условия: дети с руководителям уходят в тайгу, даже если идут постоянные дожди или выпал снег.

Вторая – основная – партия детей приезжает в заповедник в конце июня.

По словам Владимира Дубровского, дети разбиваются по интересам: одни вместе с ним обходят ловушки, собирают попавших в них мышей, изучают их, препарируют. Другие ловят насекомых, третьи собирают растения. Обходить ребятам приходится каждую неделю 20 километров территории заповедника.
Первое время смотрю, как дети справляются. Если у них получается, в том числе ориентироваться на местности, то по двое ходят уже самостоятельно. Самостоятельно ведут работу. Раз в неделю проводим планерку, дети отчитываются, что успели сделать и что не успели, говорят, если им нужна помощь.
Владимир Дубровский
научный сотрудник московского зоопарка и куратор кружка юных биологов и зоологов
Фото: pixabay.com
Юные биологи и зоологи московского зоопарка знают не только, уральскую природу, но и как себя вести при встрече с дикими животными. Некоторые из них, например, встречались с медведем. По словам детей, при встрече с диким животным необходимо обозначить себя.

– Нужно первым сообщить о себе, например, шуметь, громко разговаривать, животное обычно не хочет встречаться с человеком, поэтому, услышав его приближение, сам уйдет, – объясняет Владимир Дубровский. – Напасть он может, если встреча с человеком окажется для него неожиданной: животное не учуяло его присутствие раньше.
"Денежкин" о детях
Анна Квашнина
директор заповедника "Денежкин Камень"
Нынче летом у нас прямо паломничество. Полно экспедиций, - из Свердловска, Чувашии, даже из Германии. Кто рыб изучает, кто жуков ловит, кто мышей. Надо думать, они всю природу нам враз изучат – и не останется у нас совсем белых пятен. Не то, что мы сами – потихоньку да помаленьку.

Среди всей этой братии – дети из КЮБЗа, кружка юных биологов московского зоопарка. Кружок этот, даром что зоопарковский, вот уже 75 лет поставляет отличных биологов-полевиков.
В списках кружковцев много известных имён – Капланов, Яблоков, и многие другие. Но нынче к нам, слава Богу, приехали не известные – а просто дети. Сразу разделились на кучки – кто мышей считать, кто за бабочками бегать, кто травки собирать.
Двоим самым маленьким мальчишкам досталась самая трудная работа – инвентаризация лесных площадей. У всех в КЮБЗе – клички. Этих звали Пиксель и Мерзик. И мне казалось – не отличишь их друг от друга. Но быстро выяснилось, что они специалисты разного рода. Каким образом между мальчишескими тычками и пересмешками они умудрялись что-то делать – до сих пор не понимаю.
Площадок лесных всего семь. Несколько из них мы нашли. Площадки были заложены Семечкиным Иваном Васильевичем в 1953-55 годах. Это квадраты сто на сто метров в лесу, отмеченные столбами. Все деревья на площади были закартированы и обмеряны – два диаметра, высота, ширина кроны. На площадке описаны почвы и травянистый ярус. Это было сделано в те, первые годы существования заповедника.

Иван Васильевич прислал нам весь первичный материал и наша задача – повторить работу.

Видимо, понимая, какая это адова работёнка, никто больше из КЮБЗят на неё не согласился, досталось всё весёлой парочке.

Вместе мы разметили площадку – поставили вешки через каждые двадцать метров, и пограничные столбы. Вместе с Костей мальчишки сделали теодолитную съёмку четвёртой части площадки. Вручив им инструменты, оставили их мерить деревья.
Почти все деревья ребята нашли. На них сохранились номера, поставленные тогда масляной краской. Теперь эти номера нужно обновить – лучше всего повесить металлические бирки, чтобы долго держалось. На этой четвертушке деревья померили заново. Теперь мы узнаем, как изменился этот лес за сорок шесть лет. Конечно, мы постараемся доделать всю площадь. Но задел уже есть. В мире мало таких длинных рядов наблюдений – и материал этот очень ценен.
А я просто очень рада, что есть ещё девчонки и мальчишки, которым интересно знать, как лес живёт, которые вскидывают автоматически руку с биноклем, если в кустах взлетает птица (кстати птиц многие из них знали лучше меня).

Они умеют ходить по лесу и видеть, что очень важно – ведь очень многие умеют просто ходить. Они умеют жить в поле – с комарами, с кострами. Не просто жить – работать – вставать до рассвета и идти проверять живоловки на мышей, собирать гербарий в мокрой траве, бегать от дерева к дереву и обратно, пытаясь определить – семьдесят шестое это дерево или восемьдесят восьмое. И всё-всё записывать, а потом обработать.
Значит, и мы не вымрем – будет у нас смена.
Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных