Руководители оркестра русских народных инструментов: о педагогике, мотивации и большом труде всех музыкантов

16:44 05 октября 2021
Автор: Яна Шарова
У оркестра русских народных инструментов Краснотурьинского колледжа искусств в этом году юбилей – 50 лет. За все время существования у коллектива появились благодарные слушатели, которые посещают каждый концерт и уважают вклад музыкантов в культуру города. Руководитель и главный дирижер оркестра Михаил Рудаков – выпускник колледжа искусств, занимает пост дирижера с 2020 года и успешно справляется с этой ролью. – Эмоционально быть музыкантом-педагогом сложно и я считаю эту профессию важной. Не все, к сожалению, могут понять и оценить наш труд, потому что он не материальный, а, скорее, духовный. Если сопоставить работу слесаря и работу музыканта, то пользу от первого сразу будет видно: он сделал и это материально, а у музыканта ничего не видно, – рассказывает Михаил Андреевич. – Но наша деятельность важна для общего окультуривания населения. Мы даже в какой-то степени облегчаем работу для работников внутренних ведомств. Вот если представить: что было бы, если дети занимались не творчеством, а гуляли по улице и занимались непонятно чем? Какой опыт они бы получили? Что было бы с, например, конкретно каким-нибудь ребенком, которому педагог вовремя не сказал: «Ты идешь не по той дороге, я за тебя переживаю». Ведь иногда преподаватель ближе, чем родители. Многих людей творчество уводит с плохой дороги, многим дает возможность высказать и выпустить «пар». Поэтому наша работа – труд во всем. Жаль, что не все это понимают и, скорее всего, никогда не поймут.  Как вы пришли к музыке? Где учились? – Учился я в колледже искусств с 2013 до 2017. В этом же году начал давать уроки в третьей музыкальной школе, а в 2018 поступил в Тюменский институт культуры и искусств на кафедру оркестрового дирижирования и народных инструментов, – рассказывает Михаил Андреевич. – Не планировал заниматься конкректно дирижированием, думал об инструментальном исполнительстве по классу гитары, но так получилось, что в институте брали именно исполнителей на народных инструментах: домристов, балалаечников, баянистов. Тех людей, кто сможет играть в оркестре, но гитаристы, к сожалению, в народном оркестре не нужны. Я все взвесил и принял решение поступать на дирижера.  До преподавания в колледже, с 2017 года, Михаил Андреевич начал давать уроки в третьей музыкальной школе.  Сам оркестр был создан в 1971 году, со времени открытия в Краснотурьинске музыкального училища. Создателями и первыми руководителями оркестра были Виталий и Зинаида Шлохины. С 2007 года по 2019 год оркестр возглавлял Сергей Балакин, преподаватель по баяну и аккордеону, который на данный момент помогает основному дирижеру с преподаванием учебного материала в коллективе.  – В колледж я пришел сразу после окончания Челябинской государственной академии культуры и искусств в 2007 году, – рассказывает Сергей Валерьевич. – Преподавал отдельные музыкальные дисциплины, руководил оркестром и был преподавателем по баяну и аккордеону. В 2019 году взял творческий перерыв и вот я снова преподаю в колледже. Расскажите про роль музыки в вашей жизни. – В музыке мне нравится свобода выражения мыслей. Я музыкой могу выразить то, чего никогда бы словесно не объяснил, несмотря на наш богатый русский язык. Есть музыка, которую надо прожить и показать, а есть музыка, которую надо прочувствовать всем телом, – рассказывает Михаил Рудаков. – Один мой знакомый дирижер мне сказал когда-то: «Если на твоем концерте никто никогда не плакал, то зачем ты вообще выступаешь?» Поэтому на концертах хочется выразить музыку так, чтобы она затронула что-то в душе слушателей. Это трудно.  Что мотивирует в работе с коллективом? Нравится ли вам ваша деятельность? – Думаю, каждому педагогу нравится работать с детьми, и мне в том числе. Иногда бывают и плохие дни, когда ничего не получается, ничего не звучит и все вялые, но хороших дней все же больше. Все звучит, как надо, у студентов «загораются» глаза и им нравится процесс обучения, – рассказывает Сергей Валерьевич. – В работе с коллективом мотивирует конечная цель, но репетиционный процесс – это тоже интересно, во время него ты тоже получаешь обратную связь. Преподаватели отмечают, что весь рабочий процесс оправдывается концертом, для которого и была проведена подготовка. Это кульминационная точка работы.  – На выступлениях ты получаешь ту обратную связь от зрителей и студентов, которой наполняешься. Ты выходишь, отдаешь энергию, все аплодируют и ты наполняешься от благодарности слушателей. После концерта люди подходят и благодарят. Не все, конечно. Некоторые дают плохие комментарии, но это тоже опыт, – рассказывает Михаил Андреевич. – Критика помогает увидеть свои слабые стороны во время выступлений, а без этого никак.  Как утверждает главный дирижер – работа преподавателем хоть и сложная, но любимая. – До преподавания в колледже я работал в разных школах и могу сказать, что преподавание уроков специальности и ансамбля очень отличается от дирижирования большим оркестром. Это даже в сравнение не идет. Большой творческий коллектив, пускай и учебный – это другие краски, другой репертуар и в принципе новый уровень для меня, – рассказывает дирижер. – Я расту в этом плане вместе со студентами и помимо учебного процесса, хочу дать им и какие-то наставления: кто-то недополучил мыслей, моралей, знаний, опыта. Как я и говорил, наше обучение это и про воспитание тоже. Я очень хочу, чтобы все студенты выносили какие-то уроки и учились самодисциплине, поэтому всегда говорю, что музыкой нельзя заниматься будучи ленивым, ученик должен стремиться к самоконтролю. В конце концов каждому педагогу хочется сделать так, чтобы после выпуска студенты приходили и говорили о том, что им много дало это заведение и они много чему научились.  С этим же мнением согласен другой дирижер, Сергей Валерьевич. – В первую очередь ты направляешь человека, помогаешь соориентироваться в   профессии и научить базовому набору каких-то вещей, который он должен иметь в профессии. Преподаватель помогает студенту разобраться в том, какие вещи ему нравятся, а какие нет. Все очень просто. Это просто есть и этим мы просто занимаемся, – поделился Сергей Валерьевич  Расскажите про репертуар произведений на концерте. Как вы выбираете произведения? – В этом году у нас будет юбилей и мы отталкивались от концепции, в которой инструменты нашего отдела сыграют с оркестром какое-нибудь соло. От основы и подбирали репертуар. Также учитывалось, что при подборе программы все произведения должны быть разножанровыми. Программа не должна быть только лирической или только веселой, если это не профильный концерт с какой-то конкретной идеей, – рассказывает Михаил Андреевич. – Когда люди идут на концерт с названием «концерт», то они ждут чего-то разнообразного и интересного. Как утверждают дирижеры – настроение публики во время концертов всегда чувствуется. Бывают теплые радушные приемы, а бывает наоборот – холодное отношение публики. Это хорошо слышно по аплодисментам и по взглядам.  – Тяжело угадать с тем, что понравится людям, а что нет, потому что люди приходят разные: пенсионеры, студенты, молодые специалисты или просто несведущие люди. Угодить всем никогда не получится, по этой причине иногда зал и дает разную энергию.  Расскажите про творческие кризисы в вашей профессии. – Я считаю, что самое сложное в оркестре – это сменяемость. У нас учебный оркестр и каждый год появляются люди, с которыми ты должен изучать все заново. Это происходит каждый год и это иногда изматывает, но со временем все налаживается, – рассказывает Сергей Валерьевич. – А в целом всегда можно взять творческую паузу и защитить себя от кризиса.  Как отмечают дирижеры, эмоциональное выгорание есть в любой профессии и оно неизбежно, даже когда такая интересная профессия становится рутиной. В любом деле нужен отдых, доводить себя до крайней точки усталости нельзя. – Творчество всегда подразумевает под собой эмоциональные качели и с этим надо уметь справляться. Мне кажется, что многие из музыки уходят из-за этой причины и это оправданно, – рассказывает Михаил Андреевич. – Надо уметь позволять себе отдыхать, иначе ты просто сгоришь и у тебя пропадет интерес к этому делу.  
Полная версия