Блог. Владимир Соколов: "Культура в Краснотурьинске в 1960-х"

1172
Шестидесятые годы были годами расцвета художественной самодеятельности. Хотя в Крансотурьинске не было ни одного профессионального театра или филармонии, можно было посмотреть спектакли местных народных театров, цирковое представление, послушать академический или народный хор и даже симфонический оркестр. Конечно, бывали в городе и известные в стране музыканты, заезжие театральные труппы, цирк на сцене и т.д. Мне запомнился концерт легендарного танцора Махмуда Эсамбаева. Однако, приезжали и откровенные халтуртрегеры. Но все равно, главную роль в культурной жизни города играла художественная самодеятельность. Ей занимались все слои населения: и дети, и взрослые, и пенсионеры. Владимир Соколов, бывший житель Краснотурьинска. ныне живет на дальнем Востоке. Фото: предоставлено автором блога Как уже упоминалось,в городе было два дворца культуры: БАЗа и треста Базстрой (ДК Строителей). В ДК Строителей были два театральных коллектива(взрослый и детский кукольный), духовой оркестр, народный хор (бессменным руководителем которого была моя мама Роза Константиновна, она же несколько лет была директором ДК, а потом художественным руководителем), детский хор, судомодельный кружок, кружок юного киномеханика, танцевальный коллектив. В ДК БАЗа, как и положено по статусу, было намного больше коллективов художественной самодеятельности: академический и детский хоры, Народный цирк, Народный симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов, духовой оркестр, эстрадный оркестр, Народный театр, танцевальный коллектив, агитбригада. Кроме этого на самом заводе был уникальный мужской хор электролизного цеха. Очень впечатляло и зрителей и жюри на различных фестивалях, когда открывался занавес, а на сцене стояло 200(!) здоровенных мужиков. И пели они вполне прилично. Вообще большинство коллективов имело очень высокий для самодеятельности уровень мастерства. Надо сказать, что в те годы проводилось довольно много фестивалей и смотров, как областного, так и российского масштаба. И везде коллективы самодеятельности ДК БАЗа смотрелись очень достойно и представляли не только город Краснотурьинск, но и Свердловскую область. Имелись также самодеятельные поэты и композиторы, которые написали несколько песен о Краснотурьинске. В описываемый период времени бессменным руководителем ДК БАЗа была Елена Яковлевна Глущенко. Она имела большой авторитет на заводе и решала любые вопросы. В частности, при поездках различных коллективов в Свердловск для участия в смотрах и конкурсах, она добивалась освобождения участников от основной работы не только работников завода, но и других организаций. Отдельно хочу сказать о Народном симфоническом оркестре, участником которого я являлся. Не побоюсь сказать, что это был уникальнейший коллектив. Ни до ни после него ничего подобного не было и вряд ли будет. В 1967 году был грандиозный фестиваль самодеятельного творчества, посвященный 50-летию Советской власти (кто тогда мог подумать,что через 20 с небольшим лет ее уже не будет). Наш оркестр был участником заключительного концерта Уральской зоны, включающей несколько областей. Так вот, кроме нас еще был один симфонический оркестр, который был неполного состава и раза в два меньше нашего. Концерт, на котором было представлено все лучшее, проходил на сцене Свердловского оперного театра. Наш оркестр был создан на базе оркестра русских народных инструментов, который базировался в ДК строителей. Автором идеи создания симфонического оркестра и его бессменным художественным руководителем и дирижером был Отто Августович Гофман (преподаватель ДМШ по классу скрипки). Все держалось исключительно на его энтузиазме. И когда он трагически погиб, оркестр постепенно прекратил свое существование. Другого такого энтузиаста в городе не нашлось. В струнной группе оркестра играли учащиеся ДМШ примерно с четвертого класса (а виолончелисты всегда играли вместе со своим преподавателем). Были также взрослые музыканты-самоучки, играющие партии вторых скрипок, альтов и контрабасов. А на медных и деревянных духовых инструментах, а также ударных инструментах играли в основном взрослые люди, работавшие на заводе и на других предприятиях. Репетиции проводились три раза в неделю. В среду собиралась струнная группа, в субботу духовики, а в воскресенье была общая репетиция продолжительностью 3-4 часа. Оркестр принимал участие во всех праздничных и торжественных мероприятиях, проводимых в ДК, а раз в год давался так называемый отчетный концерт в двух отделениях. И всегда на наших концертах было много народа. Репертуар был разнообразным. Исполнялись и произведения классиков, и произведение советских композиторов, и арии из опер, и песни. Исполнялась и чисто инструментальная музыка и произведения для скрипки или фортепиано с оркестром и произведения для голоса с оркестром. В качестве солистов выступали как участники оркестра, так и преподаватели ДМШ. Конечно,Гофман подбирал такие пьесы, которые были нам «по зубам». Да и в игре нашей, положа руку на сердце, без вранья и «косяков» не обходилось. Но главное было то, что все мы,самодеятельные музыканты, очень любили музыку и любили, что называется, «делать музыку». Я не помню случая, чтобы кто-либо ушел из оркестра только потому, что там было не интересно. Люди уходили только в том случае, когда уезжали из города, но на смену им приходили другие. Оркестр продолжал жить и жил бы еще долго, если бы не трагическая смерть О.А.Гофмана. А дело было так. Гофман был заядлым охотником. И вот в начале зимы 1969 года он с группой таких же охотников поехал на охоту на собственном автомобиле. Переезжая мост через какую-то речку, он не справился с управлением (мост был обледенелым), машина, перевернувшись, упала в реку. Все, кто был в машине, погибли. Это было очень большой трагедией для всех, кто его так или иначе знал. Похоронили его с большими почестями. Я в то время учился на втором курсе в институте и поэтому не смог похоронить своего учителя. Какое-то время оркестр еще просуществовал,но равноценной замены Гофману не нашлось и все было кончено.

Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных