"Дело - в любви". Режиссер Борис Ходырев рассказал о новой постановке в театре кукол

"Дело - в любви". Режиссер Борис Ходырев рассказал о новой постановке в театре кукол
"Какой-то мальчишка из деревни мечтает о театре кукол", - так Борису Ходыреву говорили в детстве сверстники, когда будущий режиссер рассказывал, кем мечтает стать. Фото: Екатерина Исакова, “Вечерний Краснотурьинск”

Каждый год, в преддверии Международного дня театра, который отмечается 27 марта, в Краснотурьинском театре кукол проходит премьера нового спектакля. В этом году к нам приехал режиссер-постановщик Борис Ходырев.

Он поставит в театре “Принцессу на горошине” по сказке Ганса Христиана Андерсена.
Борис Ходырев работает в театрах уже около 50 лет. Ставит спектакли в 12 областных театрах России, начиная от Краснодара и заканчивая Якутией. Единственный российский муниципальный театр в его списке – Краснотурьинский.
Также Борис Петрович режиссирует спектакли в трех городах Казахстана – Петропавловске, Ахтубинске, Астане. Еще в столице Киргизии - Бишкеке.
А началось все с впечатлений, полученных в детстве. 

"Мои одноклассники решили, что это - смешно"

— Как я пришел в театр кукол? Это было так давно… Честно, столько не живут, — улыбается Борис Петрович. - Если говорить, когда в первый раз я попал в театр кукол, то это было в детстве. Мои родители - многодетные. Сначала мы жили в городе, а потом, когда стало тяжко, уехали в деревню. В то время Воронежский театр кукол путешествовал по деревням и селам Воронежской области. Я учился в 7-м классе, когда в нашу деревню впервые приехал театр кукол. Первый спектакль, который увидел, был поставлен по повести Волкова “Волшебник Изумрудного города”. До сих пор помню…
Постановка оказала на мальчика настолько яркое впечатление, что школьник решил, что непременно будет работать в театре кукол. 
Режиссер вспоминает школьный выпускной бал, случившийся по поводу окончания 8-го класса. Бал проходил во Дворце культуры. 
— Сидим на крылечке. Часа четыре утра: светает, лето, июнь, — рассказывает Борис Петрович. — Все решили поделиться, кто кем будет, кто куда пойдет после школы. Когда я сказал, что хочу пойти работать в театр кукол, был капитальный хохот. Все мои одноклассники решили, что это - смешно. Какой-то мальчишка из деревни мечтает про театр кукол. 
После окончания школы Борис отправил письмо в театр кукол имени С.В. Образцова - на имя самого Сергея Образцова, режиссера театра кукол, актера, публициста и театрального деятеля. Написал: “Хочу работать в театре кукол”. 
— Мне пришло письмо от завлита театра Зайцева: “Пожалуйста, приезжайте, при Гнесинском училище набирают первый курс, но общежитие не предоставляют…” Отец сказал: “Слушай, дорогой мой, кто ж тебя будет содержать в Москве?” В общем, туда не попал, — вспоминает Борис Ходырев
Он окончил 10 классов школы и поступил в театральное училище в Воронеже. Позднее получил высшее режиссерское образование - в Челябинске. 
А первое образование у Бориса Ходырева - актерское.
— Когда закончил актерское, меня пригласил Валерий Вольховский (актер и режиссер, народный артист России, бывший главреж Воронежского государственного театра кукол "Шут", - прим. "ВК"). Он работал в Брянске, а потом на Урале, — отмечает режиссер. — 18 лет я трудился актером. Потом поступил в институт и получил образование режиссера театра кукол.

"Классика всегда будет востребована"

Борис Ходырев считает, что настоящий режиссер должен обладать тремя профессиями – толкователь, педагог, организатор. 
— Что значит толкователь? Перед тем, как начну объяснять художнику и композитору, что мне нужно, я должен все это придумать, истолковать для себя, — отмечает режиссер. — Дальше идет уже педагог: с одним актером так поговоришь, с другим - по-другому. Одного похвалишь, другого - нет. А организатор – все это нужно свести воедино. 
Режиссер считает, высшее образование - это только малая часть профессионализма. Чтобы стать хорошим режиссером, нужен опыт.

— Как однажды сказал Валерий Вольховский: “Научиться режиссуре можно, а научить нельзя”. Когда я получил диплом, то думал, что, вроде бы, все знаю, но на самом деле нам дали в руки инструмент – скальпель, своего рода. А как мы будем делать этим "скальпелем" операции - уже наши проблемы. Думаю, в любой профессии так, — рассказывает Ходырев.
Он отмечает, что в последние годы появилось много новых режиссеров. 
- Многие театры приглашают молодых режиссеров. Знаете, я к ним отношусь больше как к шоуменам. Сегодня режиссер-шоумен востребован. Ни какой-то там мыслитель или толкователь, а шоумен. Иногда такие шоу ставят в театре кукол, что думаешь: “Боже ж ты мой!” Все там есть: балет, кино, песни. В общем, представлены все виды искусств, — считает Ходырев. 
Ему ближе старый добрый театр кукол, в постановках которого - только куклы. 
- Если брать театры 30-летней давности, то это - классика. Дети смотрят. Приходят мамы, папы, бабушки, дедушки. Потому что такой театр - это их детство. Классика всегда будет востребована, - считает режиссер.

"Он никогда не был любим, это - страшно"

По его мнению, каждый, приходящий работать в театр кукол, остается в нем навсегда. 
— Бальзам на душу, когда уделяют внимание кукольникам. Потому что это - адский труд. На спектакле актеры сыграли картину и ушли, а когда репетиции? Можно час биться то с одной куклой, то с другой, — объясняет Борис.
И добавляет: "Чтобы стать кукольником, нужно обладать невероятным воображением".
- В 2001 году проходил фестиваль в Челябинске. Играли мой спектакль “Маленькая Баба Яга”. В зале присутствовала критик из Англии. О моей постановке сказала: “В этом спектакле присутствует правда воображения”. Если брать Андерсена, то как раз в его сказках есть эта правда воображения. В его произведениях любой предмет может жить, говорить, мечтать – обладать человеческими качествами. Воображение рождает невероятное отношение к миру, потому что весь мир - живой. И Андерсен об этом пишет, а одушевленного и неодушевленного предмета у него просто нет, — объясняет режиссер.
Борис Петрович считает, что театр кукол очень близок к природе, потому что оживляет неживое. 
— Как думаете, какой из ваших спектаклей был лучшим?
— Не могу так сказать - “лучший”. Разные спектакли люблю. Есть, который мою душу радует – сказка “Отшельник и Роза” Бориса Заходера. Там о любви. О поисках ее, нахождении, каких-то страданиях, преодолениях. В итоге герои понимают, чего же они ищут - "Когда ты рядом…" — рассказывает Борис. — Зачем нам искать Алый город, где мы будем счастливы с тобой? Я всегда счастлив там, где ты... 
Борис Петрович говорит, спектакль “Принцесса на горошине” - о том, как не ошибиться в выборе.
— Принц выбирает. Ему помогают матушка, батюшка. Но он сам делает выбор. Если делаешь неправильный выбор, то потом либо мучения на всю жизнь, либо большая болячка. Есть песня: "Мы выбираем, нас выбирают, Как это часто не совпадает". Да, такое бывает в жизни. Вот, например, принц выбирает правильно. Она и не принцесса, дело ведь не в горошине, дело - в любви, — рассуждает режиссер. — Принц ее выбирает, потому что просто полюбил. И возвращаюсь к Андерсену, его жизнь была очень странной. Он любил, но его - нет… Он никогда не был любим, это - страшно, трагедия. Может быть, поэтому так много любви в его произведениях?
Планируется, что "Принцессу на горошине" зрители Краснотурьинского театра кукол смогут увидеть 25 марта.
Читатели, расскажите потом в комментариях, понравилась вам постановка?

Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных