Горный ультрамарафон-тренировка глазами краснотурьинского фотографа

Клавдия Смирнова на съемках спортсменов в горах. Фото из личного архива Клавдии.

110 км за четыре дня – такой путь преодолевали спортсмены в рамках открытой тренировки «ТрансУрал 2.0» в горах Северного Урала. Изначально это должны были быть полноценный ультрамарафон, но из-за пандемии формат мероприятия поменяли, хотя это не помешало собраться десяткам спортсменов из разных уголков России.

Практически точно такие же испытания наравне со всеми, а может где-то даже больше, прочувствовали на себе волонтеры и фотографы. В числе них была и 38-летняя жительница Краснотурьинска Клавдия Смирнова. Второй год подряд ее приглашают в качестве фотографа снимать мероприятие. А чтобы кадры получились эффектными и зрелищными, Клавдии приходилось проходить в ряде забегов тот же путь, что и спортсменам, но вдобавок на себе нести еще около 5 кг – столько весило фотооборудование и нужные для фотосъемки вещи. Но фотографа это не пугало.

– Такие съемки для меня не просто работа, хоть и не самая легкая. Они приносят истинное вдохновение и удовольствие, раскрывают творческий потенциал и профессионализм, – говорит Клавдия – Единственное, из-за чего я переживала –  это моя растренированность. Последние лыжные соревнования, в которых я участвовала как спортсмен прошли давно, а обстоятельства приковали меня к компьютеру практически круглосуточно, так что на тренировки не было ни времени, ни сил. Но я понимала, что мне нужно быть в форме, но как ее успеть набрать? Единственное – успела сделать пару беговых тренировок перед поездкой.

Журналисты «Вечернего Краснотурьинска» попросили Клавдию поделиться своими впечатлениями и испытаниями от каждого дня. Получился небольшой дневник наблюдений.

День 1. Конжак – 44 км

Клавдия Смирнова на старте соревнований в первый день тренировки. Фото из личного архива Клавдии.Старт от базы «Серебрянский камень». Организаторы дали мне самое ответственное задание: съемку старта и финиша. С одной стороны, я расстроилась, что не буду фотографировать на вершине, но с другой стороны, предстартовое волнение, эмоции на старте и особенно эмоции победы на финише тоже очень важны. Я нашла в этом свою миссию. Самое ответственное, в эти доли секунд запечатлеть финишера. Эмоции последних метров.

И так. Старт. Первый выстрел. Не успел рассеяться дым, как спортсмены пробежали уже несколько метров. Пропускаю часть людей, вклиниваюсь в толпу и бегу вместе с ними. Многие шутят: «Бегущий фотограф». Приятные комплименты. Добегаю до моста чуть-чуть в лес и успеваю запечатлеть значительную часть участников.

Через три часа я уже напряженно ждала финишеров. Никто не знал, когда появится первый и к этому нужно быть готовой. Но первый финишер появился через 4 часа. Встречаю победителей и за это время с фотоаппаратом присаживаюсь более 300 раз, так что мои колени частично подготовились к следующему дню.

День 2. Косьвинский камень

Клавдия Смирнова на вершине Косьвы вместе с директором гонки Антоном Жигановым. Фото предоставлено Клавдией.Забег «Вертикальный километр» в прямом смысле оказался почти вертикальным. Высота горы ненамного уступает Конжаку, но трасса технически намного сложнее из-за очень крутого уклона.

Спортсменов разделили на «среднячков» и «забег сильнейших». Мне было поручено фотографировать в серединке, но я попросила дать мне возможность подняться до вершины, где я и успела запечатлеть сильнейших.

Весь подъем проходил по крупному курумнику, который я преодолевала с фотоаппаратом. Было непросто маневрировать, балансировать с аппаратурой в руке и при этом успевать фотографировать спортсменов подбирая удачные ракурсы. Также необходимо было защищать фотоаппарат от дождя и ударов. Одно неверное движение, и я могла травмироваться, либо угробить технику, в которую недавно вложила почти 200 тысяч рублей.

Косьва... Сколько эмоций она мне принесла. Непогода, дождь, облачность, высокая влажность и сильные ветра – именно так встретила нас эта гора. Но вместе с тем это еще и красота природы, альпийские луга, необычайное многообразие флоры и фауны – редкие краснокнижные растения, нежные цветочки, колокольчики, васильки, зверобой, бабочки и кузнечики.

Вместе с тем, хоть я и привыкшая к горам, Косьва показалась мне непростым испытанием. Очень крупный бесконечный курумник, местами попадались «живые» камни, поэтому тело находилось в постоянном напряжении, ведь наступив на «живой» камень, сразу нужно было искать баланс, и мозг просматривал дорогу, выбирая с десяток камней наперед, чтобы в случае потери равновесия можно было быстро перескочить. Если до подъема на вершину я похвасталась волонтерам, что «обожаю курум», то на спуске я почти готова была изменить свое мнение. Порвались кроссовки, отходила подошва, нога гуляла в кроссовке то вправо, то влево и этот факт очень осложнял спуск.

Тело приятно поламывало после испытания Косьвой. По прибытию на базу мы поужинали ароматной солянкой, а потом я залезла в палатку, укуталась с головой в спальник и уснула, ведь следующий подъем в 4.45 утра.

День 3. Гора Семичеловечья

Все дни соревнования Клавдия Смирнова жила на территории базы отдыха в палатке. Фото из личного архива Клавдии.Ночью у меня в спальнике накопился конденсат, и поэтому я немного замерзла, ворочалась долго и потом снова зарылась в спальник, и, казалось бы, только уснула, как просыпаюсь в 4.45 от звука расстегивающейся молнии в моей палатке. Меня пришел разбудить директор гонки Антон Жиганов: «Клава, вставай, Алексей скоро стартует».

Алексей Пагнуев из Ревды – единственный участник, который решился бежать все Конжаковское кольцо, включавшее пять вершин, 73 км с суммарным набором высоты 3400 метров. На это решаются сильнейшие и смелейшие. Алексей заложил себе на это все цель – 12 часов. Кто бегал на Конжак, тот поймет, как после него бежать на Тылайский камень, потом на Семичеловечью и через Сухогорский камень возвращаться обратно... Отсняла я старт Алексея, мысленно пожелала ему удачи, и пошла готовиться к Семичеловечьей.

Ура! Наконец-то меня отправили на вершину. Эта гора для меня была личным открытием. Мы с волонтерами затащили на нее 47 литров воды, поднимаясь по тропе со стороны Кытлыма.

Мы нашли водопад, пробирались по бурелому, то идя по еле заметной тропе, то теряя ее из виду, то обходя лесные завалы, то пролезая напролом. Но чем ближе к вершине, тем тяжелее подъем, и тем красивее открывающиеся виды. Адреналин зашкаливал. Предвкушение вершины и того, что сейчас вот-вот побегут спортсмены, заставлял двигаться вперед, ведь надо прибыть на вершину раньше спортсменов.

Семичеловечья покорила меня своей красотой и уютом. Курумник сменился ступенями с выстилающимся ковром-мхом, радовало многоцветие и многообразие диких растений. Просто невозможно надышаться местным колоритом.

И вот мы приготовились к встрече спортсменов. Работало здесь два фотографа, постоянно меняя локации и ракурсы. Спортсменов высматривали в расщелину между скал – именно оттуда они должны были бежать. Ждем их, как на охоте. Фотоохоте. И вот начался тот самый процесс, который не описать словами. Выслеживаю, ловлю тот самый момент, нажимаю на кнопку спуска... прицел... Снова кнопка... Готов кадр. Такой азарт захватывает так, что, даже передвигаясь, забываешь смотреть под ноги. Пробежал шатающейся походкой самый последний участник.

Ну а мне нужно было отснять еще награждение, поэтому мы отправились назад. По пути мы сбились немного с тропы, поплутали по бурелому, ориентируясь на глазок по внешним признакам, снова вышли на тропу и спустились.

День 4. Серебрянка

Вершина Серебрянского камня. В кадре волонтеры, помогающие на соревнованиях. Фото: Клавдия Смирнова.Это последний день и последняя вершина этой гонки. Испытание на выносливость. Хоть Серебрянка и легче, чем Конжак, но все равно не самая легкая трасса для спортсменов. В 4.00 – завтрак, в 5.00 – заброска, в 6.00 – старт. Я снимаю на вершине. Этой ночью я замерзла, так, что пожертвовала завтраком ради 30 минут сна.

Подъем, быстрый сбор. И вот мы на вершине, ищу точки съемок. Локации не радуют, их не так много, чтобы сделать колоритный снимок, есть всего доли секунд. Жду первых лидеров. Волонтеры угостили меня «редбулом», протеиновым батончиком и яблоком, что при отсутствии завтрака оказалось, как раз кстати.

И вот первые участники… Целый день я скакала по скалам, маневрируя среди валунов. У меня уже появился некий опыт бега галопом по курумнику. Было две точки съемки, откуда можно получить хорошие кадры. Но чтоб попасть на вторую приходилось бежать быстрее спортсменов, чтобы их заснять. Набегалась я от души.

День закончился ярким награждением победителей и подведением итогов... было очень грустно расставаться с этими местами, с этими людьми и всеми, с кем разделяла шоколадку на пять частей, укрываясь от ветра на Косьве, с кем делила сухофрукт и батончик на Серебрянке, с кем допивали остатки «Кока-колы» на Семичеловечьей. В общем, все те люди, с кем работала в команде, тоже стали дороги сердцу. Бесценный опыт увлекательных приключений, невероятных съемок, драйва, это не отняло, а дало заряд энергии на целый месяц. Теперь живу этими воспоминаниями. Если б можно было раздвоиться... Я мечтаю поехать и в другие места: на гонку «Малидак» в Башкирии, и на Приполярный Урал... Очень хочется самой поучаствовать в таких соревнованиях, но кому-то нужно и снимать. Когда-нибудь я все же окажусь по ту сторону объектива...