«Волшебство, чудо и мистика»: режиссер Валерий Баджи рассказал о новой постановке и о себе

«Волшебство, чудо и мистика»: режиссер Валерий Баджи рассказал о новой постановке и о себе
Когда-то Валерий Баджи хотел ловить преступников и делать мир лучше, а сейчас ставит Гоголя в Краснотурьинске. Фото: Екатерина Исакова «Вечерний Краснотурьинск»

В Краснотурьинский театр кукол приехал режиссер Московского театра кукол Валерий Баджи. Он поставит в Краснотурьинске спектакль по повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством».

— Недавно у Николая Васильевича Гоголя была знаменательная дата - 190 лет с даты публикации второго тома «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Такие даты всегда повод обратить внимание на великого писателя - не только наше, но и зрительское. Нужно не забывать, что есть классика, — Валерий Ильич говорит о том, почему для премьеры взяли произведение именно Гоголя.
Обращение к русской классике можно назвать «современным трендом» в современном театре. Эксперты отмечают, что сейчас в детской драматургии не так много классики, но как раз многие кукольные театры часто работают с классической литературой. Поэтому современный театра кукол - это давно не «театр кукол для детей». Он также и для взрослых.
— Произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки» стоит в школьной программе 5-6-х классов. Эта публика очень часто обделена вниманием театра кукол. В таком возрасте дети считают, что они уже взрослые, и в театр кукол ходят мало. После 5-6-классников идут уже взрослые зрители: у нас получается большой провал, — объясняет режиссер. — Хотя дети 10-12 лет считают, что театр кукол - для маленьких, но он совсем не для маленьких. Нет такого понятия - «для маленьких» или «для взрослых». Когда театры стали разделяться по формам: музыкальные, драматические, театры кукол и так далее, не было понятия, что для каждого театра своя драматургия, она везде была едина. Драматург был один, а виды театров разные.
Чудеса, волшебство, мистика... Все это, как и в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством», будет отображено на сцене театра кукол Краснотурьинска. Но не будем забывать, что любое литературное произведение написано для чтения, а любой спектакль имеет режиссерское видение.
Валерий Баджи отмечает, что это представление, в основном, будет придерживаться оригинала.
— Я на сцене с самого раннего детства, первое мое образование было актерское. Но, знаете, я дико этому сопротивлялся... Хотел быть сыщиком, следователем и даже когда-то поступил в юридический институт. Но проучившись совсем немного оставил его и пошел в театральный. Пытался уйти от этой профессии, но не потому что она несерьезная или что-то еще, просто были другие мечты. Хотел ловить преступников и делать мир лучше, — рассказывает Валерий Ильич.
Он говорит, что театр кукол — это не обязательно наличие куклы. Главным образом, это наличие того, что в какой-то момент неживое вдруг становится живым. Люди, которые работали в драме и познакомились с возможностями театра кукол, начинают понимать ту колоссальную возможность реализовать свои режиссерские идеи и задумки, что им выпала.
— «Театр кукол только для детей» — считаю, что это историческое влияние, потому что прошлый век был очень тяжелым для людей, и дети многого были лишены. Поэтому начали появляться кружки, секции и так далее. Тогда и определили, что театр кукол - только для детей. Его активно начали развивать, чтобы вернуть детство детям, которые были его лишены. В 30-е годы было открыто колоссальное количество театров кукол. Поэтому людям стало привычно, что театр кукол - для детей. Но театр кукол всегда был «взрослым», точнее, всегда был взрослый репертуар, но его не играли, — отмечает Валерий Баджи.
- Говорят, актер драмы с куклой уже не сыграет, а вот «кукольный» актер сыграет на сцене и драматического театра, и с куклой. Но на самом деле это не так...
— Драматический актер не может играть с куклой, а «кукольный» актер плох в драме. Также актер театра кукол не проживает судьбу персонажей, как в драме. Потому что у него есть персонаж — кукла. Он не может за нее чувствовать. А драматический актер и есть сам персонаж — он должен чувствовать. Режиссер только помогает этому целому образу ожить. Это - разные театры, разные способы существования, — рассуждает Валерий Ильич.

Мы часто слышали высказывание: «У актера есть любимая роль, а у режиссера, спектакль». Так ли это?
— Нет «любимых» спектаклей. Есть — спектакли-откровения. Когда душевно «обнажаешься» при постановке и вытаскиваешь из себя самое откровенное, то, чего бы, наверное, так просто не сказал и не открыл. Понимаете, быть искренним тяжело. Мой спектакль-откровение, где мне удалось «содрать с себя кожу» и достать что-то личное, это — «Дон Кихот». Я трижды подходил к этой теме - с разных сторон. Иногда у меня просто в каком-то из спектаклей появлялся образ Дон Кихота. Третий раз я ставил этот спектакль, доставая из себя все. Понимал, такие люди, как Дон Кихот, над которыми все смеются и которые во что-то верят, вращают землю. Они ходят по ней и вращают ее своими шагами, а мы просто топчемся. Но, благодаря им, мы живем. Мы творим. Мы чувствуем. Мы ненавидим. Мы любим, в конце концов, только благодаря им. Маяковский, Пушкин, Чайковский, Лермонтов — все они помогают нам жить, - считает Баджи. 
Валерий Ильич признается, что его всегда беспокоила тема «жертвенности и предательства»:
- Почему одни люди предают, а другие отдают себя в жертву?
Именно поэтому «Дон Кихот» стал для режиссера спектаклем-откровением: там есть эта тема.
Баджи признается, что если режиссер ставит спектакль по теме, которая его волнует, то всегда искренне разговаривает со зрителем.
Именно театр кукол с самого раннего возраста начинает говорить со зрителем о самом важном - о ценностях. Дети приходят на спектакль и уносят с собой очень много важного. То, как человек должен любить свою семью, Родину, страну, идти на компромисс, уступать, решать вопросы дружбы и предательства — все это разъясняет детям театр кукол. 
— Естественно, у спектакля «Ночь перед Рождеством» - другие цели и задачи. Для возраста до 12 лет - это очень рано. Гоголь,  будучи писателем, был очень верующим человеком, невероятно богобоязненным. И с какой любовью он о Боге пишет. А что за этим стоит? И вдруг мы видим: черт, Солоха, ведьма. Почему вдруг богобоязненный человек об этом пишет? А это все элементарно, просто в каждом человеке все это сидит. Главное то, что в тебе победит. Твое человеческое — божественное начало, или дьявольские искушения, которые у каждого свои. И какое наказание ты получишь? Поддался ли ты искушению или нет? Видите, кто соблазну поддался, тот всю рождественскую ночь в мешке просидел. А тот, кто не поддался, любовь свою нашел, совершив ради нее поступок, — рассуждает Валерий Ильич.
Валерий Баджи первый раз приехал в Краснотурьинск.
— Люди тут хорошие, но не такие открытые, очень сдержанные на эмоции, не выдают реакцию. К сожалению, с ребятами мы близко не познакомились - из-за большого количества репетиций. Я очень прикипаю к людям. Знаю, потом мне будет очень тяжело. Пока много работаешь, не обращаешь на это внимание, а потом, когда будем идти к финалу, мне будет жалко расставаться. Успею всех полюбить, поэтому желание еще раз встретиться с ребятами и вашим городом однозначно будет, — признается Валерий Баджи.
Планируется, что спектакль по повести Гоголя "Ночь перед Рождеством" зрители Краснотурьинского театра кукол смогут увидеть после 10 декабря. 
Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных