Видимо я пока могу писать только на улице и с Робертом, что ж...
Началось все со звонка тети еще в конце весны и с приглашения съездить на экскурсию с ее классом. Естественно, меня это заинтересовало, но поездка весной отменилась. Тут подключилась моя мама и, разузнав на официальном сайте детали будущего путешествия, занялась организацией доставки моей любознательной натуры в город Невьянск.
Сдав все экзамены, сессию, пленэр и получив зачетку, я стала морально готовиться к дороге. Ну, точнее проводить в порядок комнату и учебные материалы после сессии-разрухи. Договорившись с организаторами на воскресенье, мы поехали. Долго плутали на пару с навигатором, но все же добрались.
Первая остановка: гончарная мастерская в Нижних Таволгах
Гончарный круг и я – в перспективе, надеюсь, будем дружить. Фото автора
Древесина, чуть моросящий дождь и предвкушение чего-то нового – все то, что я так люблю, встретило нас у ворот мастерской потомственных гончаров Масликовых. Двор напомнил старые сказки и фильмы, а теплый прием внутри убедил меня окончательно в том, что день пройдет прекрасно.
Признаюсь, я большой ребенок, все еще верю в сказки и люблю их читать/смотреть/придумывать, люблю узнавать новое, копаться в этом, ища ту суть, которая меня устроит, которая нужна, поэтому я легко согласилась лепить из глины котиков. После мастер-класса от хозяйки дома Светланы Масликовой и рассказа про изготовление сувенирных изделий, форм для них и процедуру обжига мы направились в соседнюю комнату, чтобы познакомиться с Сергеем Масликовым, супругом Светланы. Он увлеченно рассказывал нам о добыче глины, о системе превращения только что принесенной с речки глины в ту, из которой можно было делать изделия. Это был удивительный рассказ под "аккомпанемент" шуток, вопросов и наглядного примера – Сергей всю экскурсию сидел за гончарным кругом, лишь изредка покидая свое место, чтобы продемонстрировать готовые и неготовые для обжига горшки.
Ну, а после он предложил нам попробовать самим. И я, естественно, согласилась. Я не могла не согласиться. Устроившись за гончарным кругом и сразу же ощутив, как трудно удерживать глину в центре круга и планировать форму будущего изделия, я старалась не сдаваться. Руки скользили по холодной мягкой глине, смачивали ее водой, боролись с крутящимся диском, а Сергей направлял меня, приговаривая, что нужно расслабиться. Это обязательное условие для работы с глиной. Иногда мне казалось, что я расслаблена – и глина понемногу принимала форму то тарелки, то яйцевидной полой подставки-рюмки, но в итоге с помощью Сергея приняла форму небольшой вазочки. Моя левая нога резво нажимала на педаль, заставляя круг вращаться вновь и вновь в своем замысловатом танце; руки продолжали бороться с глиной, сдавались, позволяли ей слетать с диска, брали новый кусок и с упрямством принимались за работу снова. Я хотела, чтобы у меня получилось, а, как известно, если сильно захотеть – получишь. Вот только не всегда то, что хочешь...
В итоге мастерская Сергея минут пятнадцать сотрясалась от маминого смеха и подколов, моих комментариев, посвященных процессу, наставлений самого мастера. Я смеялась от души над собственными неудачами, позволяя рукам делать то, что они хотели, и разрешив себе отдохнуть от всего – даже от самой себя, от учебы и давящих стен. А ведь и правда, когда руки заняты, когда они с нежностью исполняют какую-то работу, это дает голове передышку. Такое было у меня прошлым летом в тетином саду, где я со странным для себя удовольствием пропалывала грядки и помогала высаживать малину. Здесь, в мастерской, я почувствовала то же самое. Некую целостность. Не только с податливым материалом в моих руках, но и с самой собой.
Пришли мысли про то, что процесс создания сам по себе удивителен и важен – как для самого создания, так и для его создателя. Я, увы, не была свидетелем сотворения Вселенной, строительства древних городов или чего-то такого же прекрасного и величественного вроде пирамид, но соприкоснулась с этим. Да, в гончарной мастерской. А еще нас накормили блинами и супом из глиняной посуды.
На память у нас остались видео и фотографии, глиняная кружка с незамысловатым рисунком из молочных завитков, котики и теплые воспоминания, которые со временем начнут рассеиваться, но которые всегда можно подпитать памятными вещами или новым приездом в Таволги.
Вторая остановка: Невьянская башня
Скажу честно, к долгим рассказам, напичканными датами и именами, о которых я слышу впервые, я отношусь нейтрально. Мне понравилась история про князя Демидова, легенды и манера экскурсовода говорить, но признаюсь, что больше предвкушала момент, когда же мне дадут отчеканить собственную монетку. И дождалась!
Станок, которому, по-моему, больше пяти столетий, был похож на огромный штурвал корабля, лежащий плашмя на полу, и имел холодные липкие поручни. Но последние несколько лет меня такие вещи не останавливают. Я ухватилась обеими руками за один из длинных рычагов этого «штурвала», предварительно положив заготовку для будущей монеты под специальный пресс и выслушав указания экскурсовода, и со всей силы крутанула. Оглушающий грохот, хлопок, шлепок – я не уверена, как точно описать этот звук, скажу только, что уши закладывает прилично. Так как качок из меня довольно хилый, то юноше-экскурсоводу пришлось мне подсобить и завершить чеканку.
В итоге, обойдя всю башню, отчеканив серебряную монетку с изображением князя Демидова, преодолевая головокружение на пару с мамой во время покорения крутых лестниц, мы получили массу положительных впечатлений. Ехать домой под урчащие ритмы регги, лежа головой на подушке на заднем сидении автомобиля, было еще одним удовольствием. Природа по пути туда и обратно радовала нас пейзажами и моросящим дождем. Теплый перекус, тепло от печки в машине и тепло от свежих, только что пережитых событий, окрасили выходной день в мягкие цвета, поселяя в душе твердую уверенность, что однажды я обязательно вернусь сюда и точно увезу целый комплект посуды, а не только одну чашку. И, естественно, снова попытаю счастья за гончарным кругом.