Как может быть устроена работа общественного транспорта: мнение эксперта

Написать этот текст меня побудила благодарность садоводов во главе с Ольгой Ивановной перевозчику Глухову за то, что его водители заезжают за ними в Заречный район и не берут за проезд дважды (выход в №11 от 17 марта 2021 года, прим. ред.).

Начну с небольшой преамбулы. Так уж получилось, что с самого детства я интересовался транспортом и городским устройством: на втором этаже садового домика даже построил собственный город из картона, где продумывал инфраструктуру, вел учет всех построек и транспортных средств. Образование я выбрал соответствующее – окончил бакалавриат на кафедре электротранспорта КГЭУ в Казани с отличием. После я поступил в магистратуру Технического университета чешского города Брно на специальность Городская инженерия, которую тоже успешно окончил, а теперь продолжаю обучение в аспирантуре, параллельно занимая должность специалиста в транспортном отделе Бюро главного архитектора Брно.

Магистратуру Дмитрий окончил в феврале этого года. Впереди – еще четыре года аспирантуры. Фото из личного архива Дмитрия Грищука. Однако то, о чем хочу написать, не требует погружения в тонкости профессии – это в первую очередь о нашем взгляде на вещи, в частности, на общественный транспорт. 

Свое отношение ко всему мы формируем на основании того, что когда-то видели, испытывали или слышали. Это не вина Ольги Ивановны, садоводов и еще большого числа людей, что они не знают, как еще может быть организована работа городского транспорта. Ведь эту систему они видели только в Краснотурьинске или близлежащих городах. Но раз им об этом не рассказывают по телевизору или в газетах, то расскажу я. 

Например, бывает так, что плата с пассажира может браться не за факт входа в автобус, а за время, проведенное в нем, – с поправкой на тарифные зоны. Или все маршруты, даже пригородные и междугородние, включены в единую систему, где возможно неограниченное количество пересадок в пределах оплаченных тарифных зон и срока действия билета, который может иметь номинал от 15 минут и до года. Также есть система, при которой работа перевозчиков оплачивается из городского бюджета, а выручка с билетов идет городу, благодаря чему водители не обязаны гоняться между собой, а просто ездят в соответствии с расписанием, ведь им все равно – один пассажир у них в салоне или сто. А билеты продаются не у кондукторов, которых, как правило, нет вообще. И не у водителей, задача которых вести автобус, а в автоматах, в интернете либо прямо в транспортном средстве путем бесконтактной оплаты картой или телефоном с NFC. Сам же факт оплаты выяснит только контролер при случайной проверке. И это все существует не где-то в сказке, а уже и в России. Среди ближайших городов подобная система реализована, например, в Перми, ограниченно – в Екатеринбурге, Челябинске и других.

Можно обратиться и к заграничным примерам. В городе Брно, где я учусь и работаю, годовой проездной для студента обойдется в 10% от моего месячного дохода. В переводе на рубли это около 9 тысяч рублей. Не будь я студентом, проездной стоил бы 20%, а я всего лишь начинающий молодой специалист с опытом работы чуть больше года. За эту сумму я могу целый год ездить по городу на общественном транспорте неограниченное количество раз. 

И совершенно обидно, что в Краснотурьинске год пользования в режиме «на работу и обратно по будням» общественным транспортом бы мне обошелся в абсолютном выражении примерно в 11 500 рублей. И это только на “рабочие” поездки, не говоря уже о дополнительных перемещениях в выходные и другое свободное время. 

Стоит ли упоминать разницу условий? В Брно местных жителей ежедневно возят 200 длинных трамвайных составов, 350 автобусов и 150 троллейбусов. Проехать можно и на любом поезде, который идет через город – как если бы вы передвигались со станции Краснотурьинская до Воронцовки или Красного Железняка. Большинство транспортных средств низкопольные (заход в них расположен ниже обычных автобусов, что позволяет спокойно заезжать пассажирам с колясками или в маломобильным людям – прим. ред.) и не старше 10 лет. Двигаются они исключительно по расписанию. В том числе и раз в час ночью, чтобы развести людей после поздних рабочих смен или из увеселительных заведений.

Вы скажете, мол, Брно – это большой город с 400 тысячами жителей, а вот если бы ты сравнивал с чешской глубинкой, то, наверно, у нас не все так плохо. Возьмем город Йиглава, здесь живет 50 тысяч человек. Трамваев, в отличие от Краснотурьинска, здесь нет, но есть троллейбусы – 6 дневных маршрутов и один ночной, несколько автобусных. Большие низкопольные транспортные средства каждые 10 минут и чаще. Проездные еще дешевле, чем в Брно или, тем более, Краснотурьинске. 

Или, например, города Мост и Литвинов, которые по численности населения, удаленности друг от друга и промышленному характеру можно сравнить с Краснотурьинском и Карпинском, соединены междугородней линией трамвая, для них закупаются новые низкопольные вагоны. А теперь вспомните маршрутку "сотку".

Раз уж я реагирую на письмо садоводов, значительная часть из которых – пожилые люди, то нужно еще сказать, что городской транспорт в Чехии бесплатный для граждан старше 70 лет. Для поездок достаточно иметь с собой документ, подтверждающий личность, билет покупать не нужно. При междугородних поездках предусмотрены скидки 75% для школьников, студентов и пенсионеров.

Сейчас в связи с пандемией трамваи в Брно ходят с интервалом в 7 минут. Обычно же ждать нужно не более пяти минут. Фото: Дмитрий Грищук.


Как получается, что в относительно небогатой, крошечной стране, которая в два раза с лишним раза меньше по площади, чем Свердловская область, удается обеспечить такие условия для пассажиров общественного транспорта? Или в других городах России, где уже функционирует подобная система? 

Ответ кроется в транспортной политике, которая является частью большой политики. На общественный транспорт там смотрят не как на подачку для бедняков, которые не могут себе позволить машину, а как на инструмент стимуляции мобильности жителей, их экономической и социальной активности, повышения качества жизни, борьбы с заторами и освобождения улиц и дворов от лишних автомобилей и их выхлопов. Иными словами, инвестируя деньги в общественный транспорт, они получают выгоды в других сферах, и это очень заметно.

Как мы можем сделать транспорт в Краснотурьинске и в любом другом российском городе хорошим и удобным? Во-первых, необходимо понять, что с каждой вашей зарплаты (и это далеко не 13%), с каждой покупки в магазине, а также с вашего имущества бюджеты разных уровней имеют определенные налоги.

Потом нужно вспомнить, что именно на эти налоги организована работа местного самоуправления и вышестоящих органов и что они должны работать с целью повышения уровня жизни во всех сферах. Но пока мы будем радоваться тому, что один частный перевозчик сжалился над садоводами и не брал с них двойную стоимость проезда, дело далеко не пойдет.

Нужно уметь требовать и настаивать, ведь получаем мы ровно то, о чем сообщаем руководству города. Сколько раз вы написали в какой-нибудь из отделов администрации? А ее эффективность измеряется количеством решенных проблем, сотрудники обязаны реагировать на обращения, иначе надолго они там не задержатся. Знаете ли вы городского, регионального или федерального депутата от своего избирательного округа, общались ли вы с ними по беспокоящим вас вопросам? Депутатов Госдумы мы выбираем уже в этом году, а городских – в следующем. Именно они отвечают за распределение средств из бюджета. Поразмышляйте, пожалуйста, над тем, кого вы там хотите видеть и о чем вы их попросите. Например, о современной транспортной системе для нашего города, где не нужно платить два раза за поездку в одну сторону, где после 7 вечера уехать все еще реально, а войти в салон без труда можно и с детской или инвалидной коляской.

Вероятно, некто захочет возразить: «Легко говорить из своей Чехии, сам-то ты что-нибудь для Краснотурьинска сделал?». И я отвечу. Некоторые могли слышать об инициативной группе «Краснотурьинский трамвай», руководителем которой я стал в 16 лет, и с тех пор вместе с другими активными ее участниками занимался посильной помощью этому виду транспорта. Не в последнюю очередь благодаря нам трамваи по городу еще ездят. Защищенную в Казани на отлично бакалаврскую работу я также посвятил развитию трамвайной системы Краснотурьинска. Я многократно встречался с мэром Александром Устиновым и начальником отдела транспорта Сергеем Трифоновым, показывал им результаты социологических опросов или свои предложения по организации общественного транспорта. Хотел временно трудоустроиться на время перед поступлением в магистратуру, но мне сказали, что процесс оформления займет больше времени, чем я буду работать, хотя в Брно меня, никому неизвестного иностранца, взяли на работу на следующий же день после разговора. 

Даже сейчас, находясь далеко от родного города, я не перестаю о нем думать и что-то для него делать. Ведь однажды хочется вернуться домой и понять, что все хорошо, и уже не нужно переживать за будущее города. Но зависит это от нас всех, поэтому призываю вас крепко задуматься о том, чего вы хотите, и решительно этого требовать. И тогда мы сможем ездить по чистому, зеленому и процветающему Краснотурьинску на современных автобусах и трамваях. 

Увидев и изучив, как, оказывается, может быть, я знаю, что такая реальность – достижима. Предстоит проделать огромную работу, но чем раньше начнем – тем быстрее пожнем плоды.

Дмитрий Грищук, уроженец Краснотурьинска


Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных