Два дивана, несколько кресел, стол, на котором стоят пустые бутылки из-под пива, пластиковые стаканчики и полная окурков пепельница, на стенах рисунки в стиле граффити и надписи в стиле: «Если ты не голубой, нарисуй вагон другой». Бывший подростковый клуб «Турист» в Заречном районе, который находится по адресу: ул. Рюмина, 13 «А», в данный момент стал приютом для городской молодежи.
По словам жителей дома, тусовки здесь собираются постоянно. И не всегда вечером или ночью. По словам Марии, одной из жительниц дома, она наблюдала как однажды утром, видимо, вместо уроков в учебном заведении, шестеро подростков (трое юношей и три девушки) скрылись за дверями бывшего подросткового клуба...
Вообще-то, это помещение находится в муниципальной собственности комитета и в списке приватизации на 2010-2011 годы, утвержденном городской Думой еще 25 марта 2010 года, значится под пунктом 78. Общая площадь, по сути, пропадающего помещения составляет 104,6 квадратных метра.
В управляющей компании «Ресурс», обслуживающей дом по ул. Рюмина, 13 «А», говорят, что жалобы от жителей на обитающих в клубе подростков к ним поступали. Причем обращаться люди начали в сентябре этого года. Последней каплей, видимо, стало то, что молодежь и подростки, отмечая чей-то день рождения, жарили шашлыки во дворе, пускали салют и слишком громко выкрикивали поздравления явно пьяными голосами.
– Жалоб было несколько, но жаловался, вроде бы, один и тот же мужчина, – говорит Ирина Перевозкина, инженер производственного отдела ООО «УЖК «Ресурс». – Он возмущался, что помещение находится в свободном доступе, что там постоянно собираются подростки. Это собственность комитета по управлению имуществом, они должны за ним следить.
– А вы сообщали в КУИ о жалобах на это помещение?
– Нет. КУИ должны за ним следить...
По словам Юрия Родгамеля, участкового уполномоченного ММО МВД РФ «Краснотурьинский», курирующего Заречный район, в прошлую пятницу, 30 сентября, он был в помещении бывшего подросткового клуба. С середины сентября, когда Юрий Геннадьевич был назначен участковым этого района, к нему уже поступило одно письменное заявление и несколько звонков от жителей. «Я обращался в управляющую компанию «Ресурс», чтобы они заварили дверь, – говорит полицейский Родгамель. – Но в управляющей компании отказались, сказав, что собственник должен разбираться с помещением. Сегодня (разговор состоялся в среду, 5 октября – Прим. ред.) в администрацию планирую сходить по этому вопросу. С этим помещением нужно срочно что-то решать, пока никакой трагедии не случилось».
В комитете по управлению муниципальным имуществом удивляются, что городское помещение кем-то используется без каких-либо законных на то прав, удивляются и тому, что сотрудники управляющей компании не уведомили их о поступающих жалобах. «У нас есть договор с «Ресурсом», они должны были повесить замок на входной двери, – говорит Оксана Горобец, председатель КУИ Краснотурьинска. – По моим данным, это помещение закрыто с 2010 года и никем не используется. Впервые слышу, что его кто-то облюбовал».
По словам Оксаны Александровны, хоть помещение и значится в списке на приватизацию, шансы на то, что его кто-то выкупит – минимальны. Если не сказать, что отсутствуют совсем. Место не проходное и вряд ли представляет хоть какой-то мало-мальский коммерческий интерес. Горобец признается, что таких муниципальных помещений, которые оказываются почти никому не нужны, в Краснотурьинске очень много. Объявленные аукционы о продаже нежилых квадратных метров периодически срываются. Из-за того, что никто из покупателей не заявляется. Повторно помещения выставляют на продажу редко – раз в полгода необходимо делать экспертную оценку, которая стоит денег. «Если спроса нет, мы не заказываем экспертизу, чтобы не тратить бюджетные средства, – говорит Оксана Александровна. – Лучше их потратить на то помещение, которое заинтересует предпринимателей. И потом... можно же рассматривать другое будущее таких помещений, не обязательно их продавать».
Но даже другое будущее помещений возможно лишь после появления спроса. Причем не только коммерческих структур, но и бюджетных организаций. Только, по словам Горобец, ни культура, ни образование, ни молодежная политика такого интереса не проявляли. По крайней мере, за четыре месяца, что Оксана Горобец является председателем комитета по управлению муниципальным имуществом.
Еще один возможный вариант пустующих и заброшенных городских помещений – перевод их из статуса нежилого в жилое.
– Это не только от меня зависит, – говорит Оксана Александровна.
– Кто должен сделать шаг? Вообще есть схема того, как это может быть?
– В Краснотурьинске бывали случаи, когда мы переводили нежилое помещение в жилое. Сейчас рассматриваем... Адрес не могу сообщить, еще ничего не решено окончательно... Вообще, для начала нужна инициатива от граждан. Гражданин пришел, написал заявление, но этот гражданин должен стоять в городской очереди на получение жилья, как нуждающийся или малоимущий. Но это не значит, что именно обратившийся гражданин сможет получить это жилье. Мы будем удовлетворять потребности очереди, а не потому что кто-то из очереди захотел... Там целый список граждан...
– А если у первых десяти человек в списке нет средств, чтобы привести помещение в порядок, а у одиннадцатого они есть, он все равно не получит права заселиться в это помещение?
– Это нарушение Жилищного кодекса. И потом, даже если мы даем согласие на перевод помещения из нежилого в жилое, это не будет означать, что оно для этих целей подходит. Может быть там нет архитектурной возможности, чтобы сделать комнаты. Я – не архитектор, я этого сказать не могу... Это все не так просто, как кажется...
С мнением главного распорядителя городским имуществом не согласиться сложно. Действительно, все, что касается собственности – вопросы не простые. Но, возможно, настало время системных решений и выводов. В плане приватизации на 2010-2011 годы 109 наименований нежилых помещений. Известно, что далеко не все эти объекты востребуются покупателями. Одно из таких помещений, а это более 100 квадратных метров, как мы уже теперь точно знаем, стоит пустым и по сути бесхозным около года. В то же время сегодня в Краснотурьинске в жилье нуждается 250-260 малоимущих семей – это только те, кто встал в очередь после 1 марта 2005 года, когда вступил в силу Жилищный кодекс. Поэтому кроме 260 семей в жилищном отделе числится очередь вставших на учет на получение квартиры до 1 марта 2005 и плюс несколько льготных очередей. Общее количество нуждающих в жилье краснотурьинцев в жилищном отделе администрации города не называют.
Возможно, что для кого-то из этих очередников 100 квадратных метров были бы самым главным подарком в этой жизни. Наверняка среди нуждающихся в жилье краснотурьинских семей можно найти одну-две таких, которым не жалко было бы потратить собственные средства, время и силы на ремонт в прошлом нежилого помещения.
Появится ли такая возможность у горожан, чиновники городской администрации точно сказать не могут. Оксана Горобец пока обещает только новый, более прочный, замок на входной двери в бывший подростковый клуб «Турист» по ул. Рюмина, 13 «А» и охрану помещения. Да, это решение простое, очевидное и, в общем, необходимое. Но ни одного человека в нашем городе счастливее оно не сделает. Да и подросткам придется искать новое место для своих тусовок.
Марию, жительницу дома № 13 «А» по ул. Рюмина во всей этой истории интересует вопрос денег – кто именно оплачивает жилищно-коммунальные услуги за помещение бывшего подросткового клуба «Турист»? «Не получается ли так, что эту сумму раскидывают между жильцами?» – спрашивает женщина. По словам Ирины Перевозкиной, инженера производственного отдела ООО «УЖК «Ресурс», жилищно-коммунальные услуги оплачивает комитет по управлению муниципальным имуществом: жилищные – управляющей компании, коммунальные – непосредственно поставщикам. Об этом же говорит и Оксана Горобец, председатель КУИ.
Прокуратура Свердловской области в результате проверки комитета по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск выявила ряд нарушений при распоряжении муниципальной собственностью. «Нарушения выявлены как при заключении сделок по распоряжению недвижимым имуществом, передаваемым комитетом во временное владение и пользования субъектам предпринимательской деятельности, так и при распоряжении имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями», – сообщили информагентству Накануне.RU еще 20 сентября 2011 года в пресс-службе прокуратуры области.
Арбитражный суд Свердловской области признал недействительным договор аренды между комитетом по управлению имуществом и ИП Губановой, поскольку помещения были предоставлены без проведения торгов. Кроме того, признан недействительным договор аренды недвижимости, заключенный между МУП «Городской трамвай» и ООО «АрхКо». Предметом оспоренного договора являлись нежилые помещения, закрепленные за «Городским трамваем» на праве хозяйственного ведения. До заключения договора аренды с обществом унитарное предприятие не зарегистрировало свое право на спорные помещения, в связи с чем распоряжаться ими было не в праве. При передаче закрепленного имущества во временное владение и пользование МУП «Городской трамвай» также не были проведены торги на право заключения договора аренды, в связи с чем другие субъекты предпринимательской деятельности были лишены возможности арендовать спорное имущество.
– Какие тут могут быть комментарии, – говорит Оксана Горобец, председатель краснотурьинского КУИ. – Почему так получилось – это вопрос не ко мне. Например, договор аренды с Губановой был заключен еще в 2005 году. И почему он был заключен с нарушениями, мне сказать сложно. Возможно, это связано с тем, что тогда законодательство не было так откомментировано, как сейчас... Если есть нарушения, мы с ними боремся. Но это нормальное явление, ведь ты не ошибаешься, если не работаешь...
Таких пустующих, заброшенных и находящихся в свободном доступе помещений в Краснотурьинске наверняка не единицы. Причем не только нежилых помещений, но и бесхозных квартир в многоэтажных домах. Если вы знаете адреса таких помещений, сообщайте в редакцию (телефон: 3-16-02, адрес: ул. Коммунальная, 38, e-mail: pressa@krasnoturinsk.info). Мы постараемся разобраться с каждым таким объектом и выяснить, почему он не используется по назначению.