Штаб геологической мысли
Геологический музей в этом здании располагается 1894 года. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"

На здании №45 по улице Октябрьской в Краснотурьинске две мемориальные таблички. На одной сказано: «Объект культурного наследия регионального (областного) значения. Здание, где работал профессор Санкт-Петербургского университета, основатель геологического музея Е. С. Федоров (1894-1899 г.г.). памятник истории, регистрационный номер 661710975780005. Охраняется государством».

Вторая табличка подробней раскрывает историю здания: «В этом здании располагалось Горное училище 1884-1923 гг., открытое по инициативе Главного управляющего Богословского горного округа А.А. Ауэрбаха. В 1894 г. известный русский ученый кристаллограф, академик Е.С. Федоров (1853-1919 гг.) основал здесь Геологический музей. Постройка второй половины XIX века».
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Здание это было построено в 1860-х годах на центральной улице Турьинских рудников – Максимовском проспекте, сейчас это улица Октябрьская. 

Горное училище

Крупная надпись рядом с центральным входом гласит: “Федоровский геологический музей”. Табличка чуть поменьше говорит о том, что в этом же здании располагается воскресная школа «Христофор», храма Максима Исповедника. А одно из крыльев здания занимает муниципальное унитарное предприятие «Управление коммунальным комплексом».
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
- Не сразу здесь появился музей. До этого здесь было множество объектов, - говорит Эльвира Бас, заведующий обособленным структурным подразделением Краснотурьинского краеведческого музея «Федоровский геологический музей». - Одним из основных объектов до образования музея был детский приют. Это история связана с правлением главного управляющего Богословского горного округа Ауэрбаха Александра Андреевича (Ауэрбах был главным управляющим с 1881 по 1896 годы - прим. “Глобус”). Именно его супруга организовала детский приют, чтобы в нем жили и учились дети-сироты, чтобы они не умирали с голода на улицах.
Александр Андреевич Ауэрбах был главноуправляющим Богословским горным округом с 1881 по 1896 годы. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
В 1898 году, когда возникла необходимость размещения здесь геологического музея, приют съехал из этого здания. 
- Изначально училище было построено в 1884 году на Медном руднике по инициативе Ауэрбаха. В 1898 году училище переехало в это здание. Размещалось оно на верхних этажах, - рассказывает Эльвира Ивановна. - Стратанович (Евгений Дмитриевич Стратанович, геолог Богословского горного округа - прим. “Глобус”) и Никитин (Василий Васильевич Никитин, горный инженер - прим. “Глобус”), которые помогали Евграфу Федорову в геологических делах, были преподавателями. Впоследствии училище было преобразовано в техникум. В 1898 году училище было переведено сюда по инициативе Ауэрбаха, чтобы оно было поближе к рудникам. Рудники дислоцировались в непосредственной близости от музея. Это был штаб геологической мысли. Когда возник вопрос, где разместить геологический штаб, отдали одно из самых лучших зданий Турьинских рудников.
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
На фото из фондов музея, здание запечатлено в 1902 году. На фасаде надпись «Турьинское Горное Училище».
Рядом на стене большое фото, на котором изображения выпускников училища. Фотоколлаж сделан к 25-летию учреждения, которое отмечалось в 1909 году. Эльвира Иванова отмечает, что посетители, приходя на экскурсии, порой находят на этом снимке своих родственников.
Выпускники горного училища. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"

«Гений кристаллографии»

Ученый кристаллограф Федоров Евграф Степанович приехал в Турьинские рудники из Санкт-Петербурга в 1894 году по контракту.
Семья Федорова с гостями. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
- Это было 29 мая, в день закладки Надеждинского сталерельсового завода. Александр Андреевич Ауэрбах пригласил Федорова Евграфа Степановича для оценки запасов руды, имеющейся на территории округа, - рассказывает Эльвира Бас. - В то время на престол вступал Николай II и встала задача продолжения строительства транссибирской железной дороги. Было необходимо сырье для сталерельсового завода – руда, доломиты, марганец – которые нужны для отливки стальных рельсов. Завод с полным металлургическим циклом был в короткий срок построен среди тайги. А Федоров, с помощью своих помощников и учеников, чтобы появилось сырье, исследовал огромные территории – от Петропавловска (Североуральск), Богословска (Крапинск), Турьинских рудников (Краснотурьинск) и до Надеждинска (Серов). Это две тысячи квадратных верст по бездорожью, в условиях горной тайги, по рекам. Штуфы брались через каждые 100 метров. 
Уменьшенная копия карты, созданной Федоровым. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Результатом работы стала геологическая карта на 297 планшетных листах, масштаба один к 10 тысячам. Оригинал карты хранится в архивной несгораемой комнате Федоровского геологического музея. 
Карта хранится в архивной несгораемой комнате музея. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
На карту нанесены все лесные кварталы, все географические объекты от Петропавловска, до Надеждинска. Территория проанализирована с точки зрения наличия полезных ископаемых. Эта карта – творение рук Федорова.
Еще одним результатом исследования огромных территорий Богословского горного округа стал труд Федорова и Никитина «Богословскiй горный округъ. Описанiе въ отношенiи его топорафiи, минералологiи, геологiи и рудныхъ мѣсторожденiй. Съ приложенiемъ двухъ статей Е.Д. Стратоновича: 1) Объ ископаемой фаунѣ и флорѣ Округа и 2) О дѣятельности Геологическаго музея въ 1900 году, 2-хъ картъ Округа – гипсометрической и геологической и 8-ми таблицъ рудничныхъ плановъ и разрѣзовъ».
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
В год приезда Федорова в Турьинские рудники в здании на Максимовском проспекте был организован геологический музей. Под его размещение было отдано правое крыло здания. С этого времени и по сей день здесь работает Федоровский геологический музей. Имя музей получил 3 июля 1899 года. 
«Препроваждая къ Вамъ циркуляръ за №21 прошу Васъ сделать у входа въ Геологическiй Музей соотвествующимъ образомъ надпись «Федоровскiй Геологическiй Музей», - в музее хранится письмо главноуправляющего Богословским горным округом Барона Клодта, адресованного господину Помощнику Заведывающего Геологическими изысканиями В.В. Никитину.
Циркуляр и письмо Барона Клодта. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
В одной рамке с письмом, расположенной при входе в музей, размещен и сам циркуляр №21:
«Вследствiе постановления Правленiя протокломъ 3 Iюля сего года за №37 предлагаю Геологическiй Музей Богословского Горного Округа въ Турьинскихъ Рудникахъ именовать впредь, въ честь Профессора Е.С. Федорова, много способствовавшего возникновению этого учрежденiя, Федоровскимъ Геологическимъ Музеем».
- В то время, когда начиналась деятельность музея, Ауэрбахом по всей округе был объявлен призыв – все, кто имеет дело с недрами, должны были доставлять материалы в музей. Чтобы была собрана конкретная, огромная информация по всей территории, - говорит Эльвира Ивановна.
Минерал, названный в честь Евграфа Федорова. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
В музей доставлялись материалы со всего Богословского горного округа. 
Профессиональной деятельностью Евграф Федоров в стенах этого здания занимался с 1894 по 1899 годы. Жил он в другом здании, которое также располагалось на Максимовском проспекте. Это здание сохранилось до наших дней. Но с семьей он прожил здесь один год, после чего супруга и дети уехали из Турьинских рудников.
Дети Евграфа Федорова на фоне дома, в котром семья жила в Турьинских рудниках. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
- Зимы были лютые. Здание было не предназначено для проживания. По воспоминаниям его супруги Людмилы Васильевны, внутри было 5 градусов тепла. Проживать с детьми было невозможно, - говорит заведующая Федоровским геологическим музеем. - Они прожили здесь год, а потом приезжали сюда в теплое время года. Детей у Федорова было трое, их надо было учить. Одной из причин приезда Федорова в наш край были финансовые затруднения. Являясь до мозга костей гениальным, он в научной среде являлся не признанным. Он был новатором, гением кристаллографии, он опережал время. Но некоторые преподаватели, профессоры считали, что ученик не может превзойти своего учителя. Для наших времен это звучит диковато. Все достижения Федорова были сначала признаны на западе. 
Подробные воспоминания Людмилы Васильевны Федоровой можно прочитать в книге ее авторства «Наши будни, радости и горести: Воспоминания».
На сегодняшний день концепция развития музея - восстановление его первичного облика. Работа ведется по архивным документам и фотографиям. 
Первоначальный облик помещений музея. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
- В нашем музее, можно сказать, два этажа (первый этаж и подвальная часть), - говорит Эльвира Ивановна. - На первом этаже историческая экспозиция (шесть комнат). В подвальной части располагается «Шахта», туда входят кернохранилище, и шлифовальная. 

Богословская комната

Большая квадратная комната. Здесь сосредоточены полезные ископаемые, палеонтологические остатки. 
- Палеонтологические остатки до сих пор находятся при добыче золота. Это останки тех животных, которые обитали здесь 10 тысяч лет назад – мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, саблезубых тигров. Останки животных, которые жили в теплом море, а море сюда приходило трижды. Отпечатки древней флоры, - показывает на экспонаты Эльвира Бас.
Здесь же - фотографии XIX-XX веков, на которых запечатлен музей в своем изначальном виде. 
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"

Минералогический зал

Раньше здесь располагалась химическая лаборатория, о чем свидетельствует вытяжной шкаф.
- Со стороны коридора топилась печь и выбросы происходили с теплым воздухом. Здесь в витринах у нас сосредоточены специальные приборы, стеклянная посуда, необходимые для исследования. Но основу экспозиции минералогического зала составляют минералы Советского Союза (Казахстан, Украина, Кольский полуостров, Якутия), - рассказывает Эльвира Ивановна.
Раньше в этом помещении была химлаборатория. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
В витринах собраны как образцы минералов – самоцветов, так и предметы, сделанные из камня – посуда, вазы, украшения, фигурки животных, шахматы. Отдельная витрина посвящена творчеству Павла Бажова
- Каждый год мы театрализуем один из не раскрученных сказов Бажова. Например, «Шелковая горка» - рассказ про асбест. У нас, кстати, стены несгораемой комнаты усилены асбестом, - говорит заведующая Федоровским геологическим музеем. 
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
В будущем, если будет реализована концепция восстановления исторического облика залов музея, в этой комнате будет воссоздана химлаборатория.
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"

Рабочий кабинет

По периметру рабочего кабинета расставлены деревянные шкафы. В них хранятся коллекции образцов минералов, пород, камней. Всего шкафов около ста. В одном шкафу 20 ящиков. В каждом ящике от 70 до 100 образцов. Всего в фондах геологического музея более 117 тысяч образцов. 
В шкафах из кедра хранятся образцы пород. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
- Во время красного террора большевики сожгли один или несколько шкафов, чтобы согреться, чтобы топить печь… - с грустью отмечает Эльвира Ивановна. - Шкафы сделаны из кедра. В то время, когда Федоров здесь работал, корова стоила 5 рублей, а шкаф из кедра, сделанный в местной мастерской Пономарева, стоил 20 рублей. Шкафы стоят с тех времен, и с ними ничего не происходит, они не деформируются.
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
В центре комнаты – большой рабочий стол о пяти ножках. Ширина стола больше 2 метров, длина – 4 метра. В передней части стола два выдвижных ящика. Этот стол тоже сохранился со времен Федорова. Здесь создавалась та самая геологическая карта. 
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"

Здесь же находится рабочее место приемника Евграфа Федорова Евгения Дмитриевича Стратановича. Он в 1898 году приехал из Санкт-Петербурга и заведовал музеем 20 лет.
Рабочее место Стратановича. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
На одной из стен три портрета - Евграф Федоров и его главные помощники Стратанович и Никитин.
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"

Микроскопная

Сейчас здесь расположен мемориальный кабинет Евграфа Федорова. Рабочий стол, стулья, диван, столик – все из одного гарнитура. На полу возле стола стоит фигурка мопса.
В микроскопной оборудован мемориальный кабинет Федорова. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
- Его на работу провожала собачка, но не мопс, а шпиц – маленькая мохнатая собачка. Она каждый день провожала его от дома до работы, - рассказывает Эльвира Ивановна.
На стене картина художника Алисова, ученика Айвазовского. Алисов – любимый художник Федорова. Возле дивана – фортепиано.
Алисов - любимый художник Федорова. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
- Мебель была привезена в 1982 году из Санкт-Петербурга нашим специалистом, краеведом, - вспоминает Эльвира Бас. – Федоров комфорт любили, но относительно. Например, он всю жизнь проходил в одном пиджаке. Он был человеком образованным, интеллектуальным, гениальным, лиричным и музыкальным. Он играл на нескольких музыкальных инструментах. Игрой на скрипке он подал сигнал Кропоткину (Петр Алексеевич Кропоткин, геолог и географ, член Императорского русского географического общества, - прим. «Глобус») к побегу из тюрьмы. Играл на фортепиано, фисгармонии. Умел вышивать – для усидчивости. Они с братом огромную скатерть вышивали. Чтобы сидеть за микроскопом и смотреть шлифы, нужно такую усидчивость иметь… это дорого стоит. В стенах этого музея было сделано 64 тысяч шлифов.
Федоров ирал на нескольких музыкальных инструментах. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Шлиф – это тонкая пластинка горной породы, приклеенная к стеклу, для изучения под микроскопом. 
- Минерал доводится до толщины 0,02 миллиметра. Федоров придумал приспособление, при помощи которого изучались оптические свойства минералов, - отмечает Эльвира Ивановна.
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"

Архивная несгораемая комната

- Здесь хранится первичная документация, графическая документация, - показывает Эльвира Бас.
В архивной несгораемой комнате многое сохранилось со времен Федорова. Шкафы, книги и даже стремянка. Книги сейчас проходят процедуру оцифровки.
- Это книги Федорова и его последователей. На протяжении 40 лет музей был музеем практического назначения, - Эльвира Ивановна показывает на шкафы, заполненные фолиантами конца позапрошлого и начала прошлого веков.
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Стремянка сохранилась со времен Федорова. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"

Коридор

Коридор тоже считается музейным помещением. В конце него – дверь, которая выходит во двор музея. Когда-то это был центральный вход. Над дверьми – антресоли, где стоят стол, стулья. На столе самовар.
- Это чай на антресолях. Появились антресоли после отъезда Федорова в бытность Стратановича Евгения Дмитриевича, он любил пить чай и смотреть на улицу. Были восстановлены нашими специалистами по рисункам, - рассказывает Эльвира Ивановна.
Евгений Стратанович. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Стол с самоваром стоит возле окна, из которого открывается вид на Максимовский проспект (ныне – улица Октябрьская).
Здесь же находится спуск в подвал.
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"

Шлифовальная и кернохранилище

Лестница из коридора ведет в подвал. Первое помещение подвала – шлифовальная.
- Здесь делались шлифы, которые Федоров изучал через микроскоп. Ручной привод, сменные круги, - заведующая геологическим музеем показывает механизм, при помощи которого делались шлифы. – Работала здесь команда Тумашовых. Бригадир – Иван Петрович. 
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Вдоль одной из стен две большие фотографии. На одной - бригада Тумашовых, на второй - Стратанович с горными инженерами.
На групповом фото справа - Тумашовы. Слева - Стратанович с горными инженерами. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
На полу картонные кубики, имитирующие руду из популярной игры Minecraft. На «виртуальной» руде лежат образцы руды реальной. «Таким образом детей привлекаем», - отмечает Эльвира Ивановна.
В подвале была печь. Ее также восстановили. Для противопожарных нужд стояла бочка с водой. Бочка сохранилась до наших дней.
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Следующее помещение подвала – кернохранилище. Керн – образец горной породы, извлеченный из скважины.
Когда сотрудники музея прибирались в кернохранилище, на некоторых ящиках для кернов обнаружились рисунки и записи. Записка на одном из них гласит: «Многие мне говорят, что я очень легко зарабатываю свои деньги. Они ошибаются, каждая копейка мне достается тоже тяжелым трудом. Они не знают того, что у меня уже в 27 лет болят руки и, что я иногда устаю как собака, если только собака так устает. Я думаю, что собака так не устает. Почему? Потому что если она бежит, то никакой тяжести на себе не несет, а я должен каждый день возить с дружком по доске и для этого напрягать всю свою силу».
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"

Проект «Шахта»

В 2016 году Краснотурьинский краеведческий музей реализовал проект «Шахта». Суть проекта – имитация шахты в подвале Федоровского геологического музея. Проект «Шахта» победил в конкурсе социальных проектов «Территория РУСАЛа».
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
- Подвальное помещение было вычищено. Здесь было море мусора. «Шахта» состоит из двух частей – забойная и откаточная. В забойной сидит шахтер Митрич, который устроился напротив динамита. Митрич устал – работа в условиях загазованности, пыли, слабого освещения. Труд в основном ручной, перфораторы в то время были дорогим удовольствием. Тогда Ауэрбах приобретал два перфоратора, они обошлись в общем в 400 долларов, - рассказывает Эльвира Бас.
Уставший Митрич. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Напротив Митрича  в стене дыра. Если в нее заглянуть можно увидеть портрет улыбающегося деда с папиросой – это Дед Шубин. «Он выжигал рудничный газ, чтобы обеспечить безопасность шахтеров», - отмечает Эльвира Бас.
Дед Шубин. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
- Откаточная зона в этой «Шахте» посвящена лошадкам, коногонам. Тем, кто возил руду, добываемую шахтерами. Лошадки были специальные – тяжеловесные пони небольшого роста. Однажды попав в шахту, они уже больше не поднимались на поверхность, - рассказывает Эльвира Ивановна. - У каждой лошадки был свой паспорт, в котором указывались рост, вес, масть и так далее. При них обязательно был коногон. Одна лошадка могла везти три тележки. Во время Великой Отечественной войны коногонов и лошадей забрали на фронт, поэтому возили эти тележки дети и женщины-катали. 
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"

Музей горной машинерии

К зданию Федоровского геологического музея примыкает территория Музея горной машинерии площадью 1278 квадратных метров – это «Музей горного промысла под открытым небом». Это проект также был победителем конкурса социальных проектов «Территория РУСАЛа».
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
- Экспонаты здесь сосредоточены с 2010 года, - говорит Эльвира Ивановна
Здесь расположена модель шурфа. Смоделирована промывка золота, посетители могут самостоятельно намыть себе “золота”, в качестве которого используют перит. Копия плота – прообраза современной драги. Модель входа в штольню. Старательский стан с большим чугунным котлом и землянкой. Это лишь часть экспозиции.
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Работа по созданию музея под открытым небом еще не закончена. 
Здесь установлены две мемориальные доски. Надпись на первой: «Основатель Краснотурьинска Походяшин Максим Михайлович. 1708-1780). Надпись на второй: «На этом месте горнозаводчиком Максимом Михайловичем Походяшиным в 1760 году был основан Васильевский медный рудник, первый из Турьинских рудников».
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"

Материал подготовлен при сотрудничестве с Краснотурьинским краеведческим музеем.

Серов цвет.jpg

«Глобус» продолжает реализацию краеведческого проекта «Наследие рядом. Культурное достояние уральской глубинки». Если вам есть что рассказать журналистам, то позвоните в редакцию по телефону: 8 (34385) 3-82-41. Или пишите на электронную почту: kb@serovglobus.ru.

Все публикации проекта можно найти по тегу "Наследие рядом. Культурное достояние уральской глубинки".


hotel logo
Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных