Дорогой друг, если тебя командировали в
Болгарию или по какой-то другой причине ты очутился в этой печальной стране - не стоит лить слезы. Они еще пригодятся. Да, здесь действительно неинтересно, несовременно и протекает унитаз. Напрягись и постарайся разглядеть человека не только в банкире, но и в бомже. Ты удивишься, но даже в такой унылой стране как Болгария, существуют свои плюсы. Например – выгодное географическое расположение.
Если взять в руки глобус и внимательно к нему присмотреться, можно сделать несколько сенсационных открытий. Первое – Земля круглая. Второе - Болгария соседствует с такой прекрасной страной как Сербия. Незамедлительно отправляйся к гостеприимным сербам. Тебе там понравится. За слова ручаюсь, в тех краях бывал и непременно вернусь снова. Однако искушенный путешественник, коим мне себя приятно считать, не может жить без больших открытий. Поэтому я недолго собирался, когда наша команда пилигримов, изысканно именуемая «
Blop trip», решила совершить воскресный вояж к другому болгарскому соседу. Так мы оказался в Турции.
… В стриптиз-баре Стамбула мы оказались случайно. Наш стихийный маршрут пролегал по узким, дурно пахнущим улочкам «города контрастов», и именно тут к нам обратился абориген. Его лицо лоснилось от удовольствия, словно он вкусил рахат-лукума. Парень сообщил, что является нашим другом и пообещал отвести в классное место, где можно расслабиться, вкусно поужинать, выпить алкоголя и чем-нибудь еще злоупотребить. Мы возражать не стали и пожали ему руки. Друзьям ведь не откажешь! Так мы познакомились с Антошкой.
Сын турецкоподданного долго водил нас кругами по однообразным стамбульским улицам. На каждой из них по-особенному пахло. Наши русские носы, привыкшие к запахам березовых веников, полевых цветов и шаверм, ощущали себя скромными провинциальными отличницами, случайно зашедшими в какой-нибудь столичный бар. Но мы-то знаем, что рано или поздно, даже самая прилежная леди, расправит свои волосы, намахнет стаканчик другой, а потом закружится в танце с брутальным байкером. Так и наши носы, которые мы совали в каждую колоритную лавочку, вскоре свыклись с экзотическими запахами.
Где бы мы ни проходили, всюду встречалась одна и та же картина: азартные и довольные старики играли в нарды, попивая чай из принесенных с собой чайничков. Меня удивило, что в таком многозначительном исламском городе, существует огромное количество питейно-развлекательных заведений. Именно тут я заметил несомненную национальную схожесть: турок, как и русский — не пьет, не пьет... да и выпьет!
Пока наш друг Антошка вел до известного только ему места, мы миновали множество парикмахерских. Цирюльни здесь любят, их тут - как грибов в уральском лесу. Открыты парикмахерские круглосуточно, и в каждой из них аншлаг с очередью в несколько не стриженных турецких голов. Посетители – исключительно мужчины. Турки идут в бар, мечеть, на трамвай, к любовнице, кто куда в общем, а после – в парикмахерскую, чтобы заново уложить челку и выдернуть несколько лишних волосков. Стрижка ниткой считается вершиной парикмахерского искусства.
Огромный поток людей, как кровь по венам, непрерывно циркулирует по нездоровому организму города. Тут нужно быть постоянно начеку. На одной из улиц экскурсионный трамвай сбил с ног зазевавшуюся туристку, протащил несчастную пару метров и выплюнул обратно в толпу. Девушка заработала пару ссадин, зато прокатилась бесплатно на недешевом транспорте.
Про общественный транспорт разговор особый. Он в Стамбуле жутко дорогой. Для туристов одна поездка стоит 4 лиры (1 лира - чуть больше 20 рублей), для местных – около 0.30 лиры. Кондукторов нет. Остановки оборудованы турникетами, рядом с которыми стоит специальный человек в фуражке и контролирует процесс оплаты. К слову сказать, уже на второй день нашего пребывания в Стамбуле, мы научились обходить турникеты незамеченными.
Днем нам довелось побывать в местах, где туристов встретить крайне проблематично. Городские трущобы, способны рассказать о городе лучше, чем телеканал «Моя планета». Концентрация грязи и противного запаха здесь еще больше. Кругом нищета и разруха. На каждом окне – безобразные решетки. Это наводит на мысль, что хранить деньги дома не безопасно. Ни одной карусели, качели или песочницы не было замечено нами. Детских садов – тоже. Турки сразу рождаются здоровыми мужиками и замученными дамочками. Между домами натянуты километры веревок, на которых висят ковры, и сохнет затасканная повседневная одежда домочадцев. Выглядит это красиво.
Все городские нечистоты уходят прямо в Босфор. В некоторых местах пролив настолько узкий, что начинаешь сомневаться в том, что через него проходит морская навигация. Когда-то давно, предприимчивые византийцы перегородили Босфор огромной цепью. Установили плату за проход и стригли «зелень» с каждого торгового судна. Сегодня коммерция другая – это ловля рыбы и доставка ее в ресторанчики города. Рыбаков тут не меньше, чем парикмахерских.
… Антошка долгое время общался по телефону, не сбавляя шаг. Выглядел он по-прежнему счастливым и внешне походил на туриста сильнее нашего. Напротив одного из клубов, турецкий друг внезапно затормозил и пригласил внутрь. Помещение напоминало сцену из дешевого американского кино, куда приходят герои в джинсовых жилетках и шляпах, с целью напиться, подраться и заказать однодолларовый приват танец. Интерьер составляли тусклый свет, диванчики кумачового цвета, портрет Ататюрка на стене. Середину зала занимала невысокая сцена и шест. Рядом со спортивным снарядом стоял стол. За ним вальяжно сидели дамы и готовились к рабочей смене. Подготовка заключалась в сооружении мейкапа с помощью немудреной косметики. Наше появление нисколько не смутило сотрудниц стрип-бара. Они продолжали бурно обсуждать какие-то события и задорно смеяться.
В баре, помимо барышень, находилось еще несколько человек: официант, диджей и парочка не самых крутых охранников. Больше никого. Антошка указал пальцем на диван. Мы послушно сели. Через мгновение нам принесли пиво и орешки. Я попросил меню.
Запутаться или растеряться в стрип-барах Стамбула – крайне затруднительно. После изучения меню справа налево, стало понятно, что банкет долго не продлится. В стрип-баре руководствуются простой арифметикой: все по 40. Пиво, текила, вино, ракия, еда – все по четыре турецких червонца. Особо не погуляешь. Девицы со свежим макияжем и накладными улыбками подсели за наш столик. Им с честью удалось поддержать реноме заведения. Каждой из них также было по 40. Шоу началось…
Стамбул – специфический город, который обязан посетить всякий путешественник. Это не то место, куда без раздумий хочется вернуться обратно. Более того, я вообще сомневаюсь, что европейский человек сможет прожить здесь более пяти дней. В этом и есть его особенность. Стамбул естественен: это город без грима и ужимок. Мужчины здесь выглядят мужчинами, женщины – тоже. Стамбул - город мечты и надежды, в котором можно обнаружить многочисленные босоногие следы богатой европейской истории.
Еще больше историй и фотографий можно найти в
паблике blop trip.
Blop trip – иллюстрированный журнал о путешествиях.